МОС-Linux Основные компоненты системы: различия между версиями

Материал из IT в школе
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м
Строка 1: Строка 1:


Статья в основном "для новичков"


=== Ядро (kernel) ===
=== Ядро (kernel) ===
Строка 22: Строка 23:


=== Файловая система стадии загрузки (initrd) ===
=== Файловая система стадии загрузки (initrd) ===
=== Системный менеджер (systemd) ===


=== Интерпретатор командной строки (bash) ===
=== Интерпретатор командной строки (bash) ===
Аналог cmd и PowerShell в Windows. Может быть заменен в настройках пользователя на другой (в природе существуют sh,zsh, и другие). Служит для исполнения вводимых команд или интерпретации скриптов. Для того, чтобы явно указать на чем написан скрипт, в первой строке скрипта  пишут <syntaxhighlight lang="bash">
#!/bin/bash
</syntaxhighlight>что прямо указывает какой программой будет обрабатываться скрипт. 


=== Файловый менеджер (mc) ===
=== Файловый менеджер (mc) ===
Аналог Far Manager в Windows (ну или NortonComander :)). Двухпанельный файлменеджер. Имеет короший редактор с функцией подсветки синтаксиса и копирования прямоугольных блоков. Редактор имеет свое название mcedit. Чтобы установить его редактором по умолчанию в системе нужно заменить в файле /etc/bashrc.d/editor.sh редактор vim на mcedit. По F2 из mc вызывается удобное пользовательское меню для архивации катклогов. По команде "Shell соединение" в меню панели позволяет через ssh подключение просматривать и редактировать файловую систему компьютера, подключенного по сети.


=== Дисплейный менеджер (sddm) ===
=== Дисплейный менеджер (sddm) ===
Графическая окружение является независимой подсистемой MOS-Linux. Для ее запуска используется дисплейный менеджер. Именно дисплейный менеджер запускается системным менеджером после загрузки системы и служит для ввода логина и пароля (в том числе и для беcпарольного входа, если эта функция активирована). В дисплейном менеджере можно выбрать некоторые параметры. В частности вид графического сервера (xorg или более современный wayland) но я не рекомендую это делать в MOS на данном этапе - wayland работает плохо. В системе могут быть установлены разные дисплейные менеджеры (lightdm, gdm), но по умолчанию выбран sddm. В его настройках в /etc/X11/sddm/sddm.conf можно задать пользователя, от имени которого будет осуществляться вход сразу после загрузки без пароля.
Если графическая подсистема не стартует, рекомендуем переустановить (apt-get reintall sddm) или перезапустить (systemctl sddm.service restart) дисплейный менеджер.   


=== Графический сервер (xorg) ===
=== Графический сервер (xorg) ===
[[Категория:МОС]]
[[Категория:МОС]]

Версия 12:44, 25 ноября 2022

Статья в основном "для новичков"

Ядро (kernel)

Ядро системы это программа, обеспечивающая главным образом

  • Многозадачность - одновременное и независимое исполнение прикладных программ и системных утилит
  • Независимость исполнения программ от особенностей аппаратуры компьютера
  • Совместный доступ к файловой системе компьютера и сети

Ядро системы МОС это и есть Linux - название полученное слиянием имени исходного автора ядра Линуса Торвальдса (сейчас авторов много) с названием идеологического вдохновителя - операционной системы Unix.Именно ядро объединяет все системы Linux. В некоторых системах (например android, линукс в роутерах) даже отсутствуют компоненты GNU.

Ядро написано главным образом на языке C и собирается для системы МОС из исходных текстов. В процессе сборки выбирается (буквально - галочками) включение в систему поддержки тех или иных устройств и функций (для систем общего назначения обычно выбирается все что в них может встретится, но текст ядра рассчитан и на специализированные устройства, их поддержку естественно исключают), добавляются свои исправления (патчи), выбирается что будет присутствовать в системе сразу, а что догружаться в процессе работы в виде модулей. (командами insmod, просмотр lsmod). Таким образом, при всей схожести, ядра одной линукс-системы не вполне похожи на ядра другой.

Ядро состоит из основного файла, загружаемого при старте OC, и модeлей, (*.ko) служащих для включения поддержки некоторых функций - оборудования, файловых систем ИТП. Важно Ядро монолитно, модули от одного ядра не подходят к другому.

Ядро периодически обновляется,дополняется. Каждое новое ядро обозначается номером версии вида x.yy На момент написания уже доступна версия 6.00. Для обновления автоматического ядра используем команду update-kernel (от root)

Загрузчик (grub)

Функция загрузчика - загрузить ядро. При этом присутствует возможность запустить меню (если нажать что-то пока присутствует на экране буква М и идет отчсет времени) и выбрать ядро (если их несколько) и параметры запуска ядра. Также из меню можно загрузить Windows из отдельного раздела (если указать раздел при настройке grub). Можно исправить строку запуска ядра,. Grub состоит из двух частей - stage 1 и stage 2. Первая часть записана в начале диска (она примитивная), Вторая - в файловой системе. Если вы видите приглашение Grub stage1, значит он не находит файловой системы МОС и все совсем плохо.

Файловая система стадии загрузки (initrd)

Системный менеджер (systemd)

Интерпретатор командной строки (bash)

Аналог cmd и PowerShell в Windows. Может быть заменен в настройках пользователя на другой (в природе существуют sh,zsh, и другие). Служит для исполнения вводимых команд или интерпретации скриптов. Для того, чтобы явно указать на чем написан скрипт, в первой строке скрипта пишут

#!/bin/bash

что прямо указывает какой программой будет обрабатываться скрипт.

Файловый менеджер (mc)

Аналог Far Manager в Windows (ну или NortonComander :)). Двухпанельный файлменеджер. Имеет короший редактор с функцией подсветки синтаксиса и копирования прямоугольных блоков. Редактор имеет свое название mcedit. Чтобы установить его редактором по умолчанию в системе нужно заменить в файле /etc/bashrc.d/editor.sh редактор vim на mcedit. По F2 из mc вызывается удобное пользовательское меню для архивации катклогов. По команде "Shell соединение" в меню панели позволяет через ssh подключение просматривать и редактировать файловую систему компьютера, подключенного по сети.

Дисплейный менеджер (sddm)

Графическая окружение является независимой подсистемой MOS-Linux. Для ее запуска используется дисплейный менеджер. Именно дисплейный менеджер запускается системным менеджером после загрузки системы и служит для ввода логина и пароля (в том числе и для беcпарольного входа, если эта функция активирована). В дисплейном менеджере можно выбрать некоторые параметры. В частности вид графического сервера (xorg или более современный wayland) но я не рекомендую это делать в MOS на данном этапе - wayland работает плохо. В системе могут быть установлены разные дисплейные менеджеры (lightdm, gdm), но по умолчанию выбран sddm. В его настройках в /etc/X11/sddm/sddm.conf можно задать пользователя, от имени которого будет осуществляться вход сразу после загрузки без пароля.

Если графическая подсистема не стартует, рекомендуем переустановить (apt-get reintall sddm) или перезапустить (systemctl sddm.service restart) дисплейный менеджер.

Графический сервер (xorg)