Управление компьютерным классом

Материал из IT в школе
Перейти к навигацииПерейти к поиску


Утилита помогает настроить компьютерный класс на операционной системе МОС 12 в школе для управления через ssh и Veyon.

Перед использованием основных функций программы необходимо произвести настройку кабинета, переключившись на вкладку "Настройка хостов". Для успешной работы все компьютеры в кабинете должны находиться в одной подсети.

Установка

sudo dnf --refresh in comp-cab-setup

Или найти и установить comp-cab-setup через средство установки программ dnfdragora ("Пакеты").

Запуск

comp-cab-setup

Или через Главное меню -> Образование -> Управление компьютерным классом (в главном меню доступен также поиск по названию Управление компьютерным классом).

Настройка

Сначала необходимо заполнить таблицу компьютеров. Для каждого компьютера необходимо указать название и адрес. Внимание: если указать адрес не в формате IP, к нему добавляется суффикс .local, необходимый для доступа к компьютеру в школьной сети. Если он не является необходимым, можно отредактировать файл /home/пользователь/.teacher_config/ccs.conf, вписав нужный суффикс или оставив пустой часть строки после знака =, что будет означать пустой суффикс.

Остальные поля в таблице не являются обязательными, но необходимы для работы большинства функций программы:

  • Выбор - логическое значение, которое показывает, будет ли выполнено на компьютере указанное действие. Если нажать на заголовок столбца (надпись "Выбор"), можно выбрать или снять выбор со всех компьютеров.
  • MAC-адрес: можно указать, но он определяется автоматически при установке Veyon.
  • Логины и пароли ученика и админа: можно указать, но в случае, если они одинаковые, проще воспользоваться кнопками "Генерация админов" и "Генерация пользователей" в верхней части окна. Внимание: в целях безопасности вместо паролей в таблице отображаются звёздочки. Посмотреть пароль можно во всплывающей подсказке, наведя на него курсор мыши.
  • Настроен: заполняется автоматически при копировании ключей SSH. Также доступен импорт данных в таблицу:
  • Из текстового файла: в файле должны быть в столбик перечислены адреса компьютеров, имена присваиваются автоматически. Например, если при импорте указать универсальное имя comp, то в таблице компьютерам будут даны имена comp1, comp2 и т.д.;
  • из JSON - импорт всех данных целиком. Импортируемый файл json должен быть создан данной программой при помощи экспорта. Внимание: если в таблице были хосты, не указанные в импортируемом файле JSON, они не удаляются, а остаются в таблице.

Действия на вкладке "Настройка хостов"

    • Проверить ping. Проверяет, доступны ли отмеченные компьютеры.
    • Настроить доступ по ssh. Копирует ключи SSH с учительского компьютера на отмеченные компьютеры учеников. Перед копированием необходимо ответить на вопрос, создать ли новый ключ (возможно, с заменой) или использовать существующий на учительском компьютере. Также предлагается выбрать, добавить ли ключи к уже имеющимся на ученических компьютерах или заменить файл authorized_keys в папке /root/.ssh. При успешной настройке в столбце Настроен появится значение Да. Внимание: для настройки доступа по ssh в таблице должны быть заполнены логины и пароли админов на удалённых хостах. Админ - любой пользователь из группы wheel (учитель, администратор), но не root.
    • Удалить ключи ssh. Позволяет удалить ключи ssh с выбранных компьютеров учеников. Внимание: данная функция удаляет все ключи, а не только скопированные с компьютера учителя.
    • Получить IP по MAC. Позволяет при заполненном MAC-адресе получить IP выбранных хостов и внести их в таблицу. Внимание: при выборе данной опции существующие имена хостов будут заменены на их IP.
    • Создать учётные записи учеников. Позволяет создать на выбранных компьютерах учётные записи учеников с указанными в таблице логинами и паролями. На Рабочем столе у созданных учеников также будут созданы папки Задания и Сдать работы.
    • Удалить учётные записи учеников. Позволяет удалить на выбранных компьютерах учётные записи учеников вместе с их домашними папками.
    • Включить и выключить автологин учеников - позволяет управлять автологином на выбранных компьютерах.
    • Установить Veyon - устанавливает veyon на компьютере учителя (если он уже был установлен, установка не производится) и veyon-core на компьютерах учеников. Внимание: на компьютерах учеников в трее может не появляться значок Veyon, что никак не влияет на его работоспособность.
    • Настроить Veyon: позволяет создать кабинет для управления при помощи Veyon и добавить в него выбранные компьютеры. Внимание: если кабинет уже существует, будет предложено заменить его или добавить компьютеры в уже существующий; также если в текущем кабинете уже существуют указанные компьютеры, их тоже можно будет заменить, оставить или добавить копии. Внимание: для корректной работы Veyon пользователь на компьютере учителя должен входить в группу wheel. Также на компьютерах учеников должен быть запущен сеанс X11. Если Veyon установлен, настроен, но компьютеры отображаются как недоступные, вероятно, что проблема в типе сеанса (wayland). В таком случае нужно завершить сеанс и залогиниться заново, выбрав в нижней части экрана тип сеанса Plasma (X11).
    • Выполнить команду от админа: отправляет по SSH на выбранные компьютеры введённую команду, которая будет выполнена от администратора.
    • Выполнить команду от root: отправляет по SSH на выбранные компьютеры введённую команду, которая будет выполнена от root. Также есть возможность выбрать из списка распространённых команд:
      • обновить и перезагрузить хосты;
      • обновить и выключить хосты (с возможностью после этого выключить и сервер);
      • перезагрузить хосты;
      • выключить хосты;
      • установить программы (будет предложено ввести названия программ в виде списка);
      • выполнить команду из файла. Каждую из предложенных команд можно отправить на хосты как последовательно, так и параллельно (не рекомендуется при слабой сети).
    • Прервать выполнение команды: позволяет прервать текущую команду без перезагрузки приложения.
       
      Вкладка окна программы управления компьютерным классом "Настройка хостов"

Действия на вкладке "Учителю"

    • Выбрать всё - выбор всех компьютеров из списка
    • Очистить выбор - снятие выбора со всех компьютеров Также можно выбирать компьютеры мышью при помощи клавиш Ctrl и Shift.
    • Сохранить профиль и перейти к профилю - позволяет быстро сохранить (требуется только ввод названия) или загрузить список хостов со всеми настройками. В отличие от импорта из JSON, здесь существующие в таблице хосты не сохраняются. Опция предназначена для управления несколькими компьютерными кабинетами с одного сервера.
    • Собрать работы - позволяет скопировать работы из папки Сдать работы с Рабочего стола учеников в папку Работы на Рабочем столе учителя, где создаются подпапки с указанным именем, а также текущей датой и временем в названии. Здесь и далее при обмене файлами ученик - это текущий пользователь на хосте, включая гостя и пользователя с учётной записью mos.ru;
    • Очистить работы - очищает папку Сдать работы на Рабочем столе учеников на выбранных компьютерах;
    • Раздать задания - позволяет скопировать выбранные в файловом диалоге файлы с компьютера учителя в папку Задания на Рабочем столе учеников;
    • Очистить задания - очищает папку Задания на Рабочем столе учеников на выбранных компьютерах;
    • Открыть проводник - открывает на сервере Dolphin для обзора файловой системы на одном выбранном компьютере;
    • Отобразить имя - отображает названия (как в таблице) выбранных компьютеров на их экранах;
    • Создать папку Сдать работы - создаёт папку Сдать работы на Рабочем столе учеников на выбранных компьютерах. Также, если этой папки не было, она создаётся автоматически при раздаче заданий или неудачной попытке их сбора;
    • Открыть папку Работы - открывает папку Работы с собранными работами учеников на сервере;
    • Открыть браузер - открывает браузер по умолчанию с указанной на сервере страницей на выбранных компьютерах;
    • Архивировать /home - создаёт архив домашней папки ученика на выбранных компьютерах;
    • Восстановить /home - восстанавливает домашнюю папку ученика из архива в случае его наличия на выбранных компьютерах;
    • Копировать архив /home с сервера - создаёт архив выбранной учётной записи на сервере и копирует на хосты для последующего восстановления из архива.

Часто возникающие проблемы

  •  
    Проблемы с подключением после перенастройки ssh
    После перенастройки ssh не получается подключиться к хостам. Это может быть связано с тем, что отпечаток хоста хранится в файле ~/.ssh/known_hosts и не совпадает с существующим. Можно удалить отпечаток из known_hosts (при помощи данной программы или вручную). Также можно удалить known_hoists полностью.
  •  
    Запрос пароля после настройки ssh
    После настройки ssh программа всё равно требует пароли на удалённых компьютерах. Это может произойти только вследствие замены ключа. Лучший способ исправить проблему - перенастроить ssh при помощи данной программы.
  •  
    Ошибка заполнения таблицы хостов
    Устройства недоступны, не проходит пинг. В таком случае следует проверить, корректно ли вписаны адреса. Также адрес может быть по ошибке вписан в поле для названия хоста (см. рисунок). Также в некоторых случаях соединение лучше устанавливается, если использовать не локальное имя, а IP хоста.

Дополнительно

Исходный код: https://hub.mos.ru/mos/src/comp-cab-setup

Логи: ~/.teacher_control/log.txt

Текущий список устройств (не рекомендуется для редактирования вручную): ~/.teacher_control/hosts.json

Сохранённый список настроенных хостов: ~/.teacher_control/setup_hosts.json

Лицензия

GPLv3

Авторы

Центр Цифровизации Образования